Несмотря на то, что проектирование электроснабжения занимает ключевую позицию во всем процессе проектирования, согласований и получения разрешений на строительство/реконструкцию новых/реконструируемых объектов капитального строительства, следует признать очевидным беспрецедентный факт практического отсутствия четко определенной, систематизированной и современной нормативно-правовой базы при наличии впечатляюще огромного числа морально устаревших ГОСТов, СНиПов, ведомственных, территориальных и даже федеральных законодательных и правовых актов.

Практически разрушивший стандартизацию в стране ФЗ «О техническом регулировании» в части электроэнергетики пока предлагает действующий «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в котором актуализация обязательных для исполнения ГОСТов и СНиП согласно части 1 статьи 6 этого ФЗ, а главное – их перечень отложены до 1 июля 2012 года, причем сам Технический регламент без этого перечня, по сути, набор общих фраз без минимума конкретики. Принятый 15.09.2009 года «Технический регламент о безопасности машин и оборудования» установил идентификацию оборудования по видам опасности, что усложняет и без того непростое в наших условиях проектирование электроснабжения. Действие уже принятого ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования», влияющего на проектирование электроснабжения, приостановлено до 1 января 2012 года. А принятый Госдумой РФ в первом чтении Проект ФЗ N 119016-5 «Технический регламент о безопасности электроустановок», как еще не рассмотренный проект «Технический регламент по электрической безопасности» хотя и вносят конкретные перечни нормативно-правовых актов, по которым должно осуществляться проектирование электроснабжения, но пока не имеют силы действующих законов.

В целом проектирование электроснабжения в настоящий момент должно осуществляться с использованием следующей нормативно-правовой базы: Градостроительный Кодекс Российской Федерации, Правила устройства электроустановок, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, Межотраслевые Правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (ПОТ Р М-016-2001, РД 153-34.0-03.150-00), Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей, Правила пожарной безопасности, Правила выполнения противопожарных требований по огнестойкому уплотнению кабельных линий, ГОСТ 12.1.009-76 (1999) «Электробезопасность. Термины и определения», ГОСТ 12.1.019-79 «Электробезопасность. Общие требования», ГОСТ Р МЭК 61140-2000 «Защита от поражения электрическим током. Общие положения по электробезопасности, обеспечиваемой электрооборудованием и электроустановками», ГОСТ 12.1.038-82 «Электробезопасность. Предельно допустимые значения напряжений прикосновения и токов», ГОСТ 12.1.030-81 «Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление», ГОСТ Р 50571.4-94 (МЭК 364-4-42-80) «Электроустановки зданий. Часть 4. Требования по обеспечению безопасности. Защита от тепловых воздействий», ГОСТ 12.1.051 «Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В», Рекомендации по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35-750 кВ, ГОСТ 21.101-97 «Основные требования к проектной и рабочей документации», ГОСТ 21.608-84 (2002) «Внутреннее электрическое освещение. Рабочие чертежи», ГОСТ 21.614-88 «Изображения условные графические электрооборудования и проводок на планах», СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СП 31-101-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий».

Кроме того, проектирование электроснабжения в разделах электроосвещения и электрооборудования должно осуществляться в соответствии с требованиями ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», ГОСТ Р МЭК 60598-2003 (разделы 1-25), ГОСТ 12.2.007.0-75 «Изделия электротехнические. Общие требования безопасности», ГОСТ Р 53320-2009 «Светильники. Требования пожарной безопасности», ГОСТ 15150-69 «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических условий», ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) «Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (КОД IP)». Вносят свои коррективы ведомственные нормативно-правовые акты (ВСН 59-88 «Электрооборудование жилых и общественных зданий»), а также территориальные документы муниципального значения (например, МГСН для Москвы).

Вместе с тем многие из приведенных выше нормативно-правовых актов морально устарели и не отвечают требованиям современного уровня жизнедеятельности людей. Например, в актуализации СНиП 2.07.01-89, выполненной в СНиП 30-01-2010 ЦНИИП градостроительства РААСН, даны показатели энергопотребления в зависимости от степени благоустройства поселений, не согласующиеся ни с Европейскими нормами энергопотребления, ни с реальной потребностью в годовой электрической нагрузке одного человека в современной квартире с бытовой техникой, вентиляцией, кондиционированием и т.д. А требования к осветительным приборам даже в Дорожной Карте РОСНАНО, разработанной ГК «Роснанотех» совместно с ГУ - ВШЭ №111, не учитывают в полном объеме всего перечня современных светильников и прожекторов, обеспечивающих выполнение положений ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а тем более норм международных директив ECCP (Europeanclimatechangeprogramme) и ЕС EPBD (EnergyPerformanceofBuildingDirective), в соответствии с которыми странами ЕС выполняется проектирование электроснабжения в части искусственного освещения.

Проблематичным выглядит проектирование электроснабжения и по установленному пакету исходно разрешительной документации: градостроительный план участка и дизайн-проект объекта, результаты инженерных изысканий в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, Техническое задание, Технические условия на подключение объекта к магистральным линиям электроснабжения, Разрешение на присоединение мощности к магистральной сети, Акт разграничения балансовой принадлежности.

Во-первых, этот перечень исходно разрешительной документации варьируется в зависимости от требований муниципальных властей и территориальных органов Ростехнадзора и Энергосбыта. Во-вторых, явно видна склонность наших чиновников ставить «телегу впереди лошади» - разрешение на подключение мощности к сети поставщика энергоуслуг получается до этапа проектирования, именно на котором будет определена и обоснована проектная мощность потребляемой объектом электроэнергии.

Проектирование электроснабжения в общем включает три основных раздела:

  • собственно проектирование электроснабжения, где выполняются расчеты и составляются схемы электрических сетей, включающие силовые распределительные сети, групповые сети, защиту внутренних электросетей, управление освещением, сети заземления и заземления, приборы учета и измерения электроэнергии, при необходимости электрическое отопление и электрическое горячее водоснабжение;
  • проектирование электроосвещения по действующим нормам или с использованием норм международных стандартов, благо изменения к ФЗ «О техническом регулировании» 2010 года разрешают их применение, а также ставшее обязательным для всех типов зданий по действующему "Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений» проектирование аварийного освещения;
  • проектирование электрооборудования, как общего для объекта (лифты, установки вентиляции и кондиционирования и т.д.), так и локального (электрические печи, водонагреватели, бытовые электроприборы). Согласование проекта электроснабжения выполняется в территориальных органах Ростехнадхора и Энергосбыта.

Выполнить проектирование электроснабжения в полном объеме и в четком соответствии с действующими и перспективными законодательными и нормативно-правовыми актами может только такая профильная компания с профессиональной командой, как компания «АБ Арбат», имеющая большой опыт успешной работы в этой сфере деятельности.


Словарь АБ Арбат рекомендует к ознакомлению

Возврат к списку